Представление Раскольникова об убийстве и его нравственное оправдание

Федор Михайлович Достоевский – выдающийся русский писатель-романист, чьи произведения вносят наиболее глубокий и непредвиденный вклад в мировую литературу. Одним из самых знаменитых и неизменных источников его творчества является роман «Преступление и наказание», который затрагивает не только философские и психологические проблемы, но и проблемы нравственности. Одной из ключевых тем в этом произведении является вопрос о том, почему главный герой Родион Раскольников не смог нравственно оправдать свое совершенное убийство, несмотря на его «высокие» мотивы.

Неоспоримо, что Раскольников в своих умозаключениях имел серьезные предпосылки и аргументы. Закон был ему известен, и он осознавал, что совершает преступление вне его рамок. Однако его убеждение в справедливости его поступка не могло устоять перед его собственной совестью. Именно совесть, как надёжный и объективный моральный ориентир, выступает в романе в качестве стражника нравственности. Раскольников, несмотря на все свои рассуждения и апологетические попытки «объяснить» свое убийство, так и не смог обмануть свою собственную совесть, которая настойчиво и справедливо осуждала его за преступление перед законом.

Еще одним ключевым моментом, который помешал Раскольникову нравственно оправдать свое убийство, стало осознание им того, что его поступок лишает смысла жизни самого Раскольникова. Несмотря на все скрупулёзные аргументы о добре «высшей потребности» и теории «Сверхчеловека», главный герой понимал, что нельзя примириться с собственным произведенным злом и обиженным миром. Раскольникову было ясно, что его убийство отделяет его от неповторимой ценности человеческой жизни и вызывает внутреннюю пустоту, которую нельзя заполнить никакими иными аргументами или теориями.

Видео:Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?Скачать

Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?

Раскольников: причины нравственного неприятия убийства

Одной из причин нравственного неприятия убийства для Раскольникова становится его глубокое осознание значения человеческой жизни. Он понимает, что убийство является ограничением этого самого значения. Раскольников роняет одну свою сторону и начинает видеть человеческую жизнь взвешенно и прекрасно. Его мысли теперь наполняются желанием защитить и сохранить человеческое существо, отказываясь от идеи уничтожения индивидуального существования в рамках своих личных интересов.

Другим фактором, влияющим на нравственное неприятие убийства у Раскольникова, является его переживание собственного нравственного упадка. В момент совершения убийства и после него он осознает, что отпустил волю своим собственным жестоким и аморальным инстинктам. Это приводит его к осознанию собственной вины, чувства глубокого стыда и негодования по отношению к себе.

Третьей причиной неприятия убийства для Раскольникова является его стремление к душевному очищению и истинному проявлению себя. Он полагает, что убийство является препятствием на пути к осуществлению своего предназначения и обретению истинной героической сущности. Раскольников понимает, что для этого ему необходимо преодолеть свои сомнения и страхи, отказаться от греховных поступков и принять ответственность за свои действия.

В целом, причины нравственного неприятия убийства у Раскольникова связаны с его внутренним конфликтом и стремлением к нравственной чистоте и самоосознанию. Он осознает, что убийство представляет собой отказ от человеческой жизни и своего внутреннего предназначения, а также реализацию его личных страхов и сомнений. В итоге, нравственное осуждение убийства обществом становится лишь подтверждением его собственных внутренних противоречий и потребности в преодолении их.

Видео:Теория РаскольниковаСкачать

Теория Раскольникова

Идеи Ницше как влияние на мировоззрение Раскольникова

Ницше, немецкий философ, является одним из важных прямых наследников и продолжателей европейской философской мысли XIX века. Через свои произведения Фёдор Достоевский представляет читателю не просто эпоху, но истинное влияние философии Ницше на моральное сознание главного героя.

Идеи Ницше

Влияние на Раскольникова

Превосходство истинного великого человека

Презрение к слабостям и жалости

Философия Ницше о власти и превосходстве над другими людьми нашла отклик в Раскольникове. Он стремился стать «надчеловеком», который способен выйти за рамки законов и морали, для достижения своих целей. Главный герой презирал жалость к себе и к другим, видя в этом проявление слабости.

Внутренний конфликт Раскольникова

Противоречие между разумом и эмоциями

Столкновение между героическим предназначением и сомнениями

Главный герой страдает от внутреннего конфликта, вызванного противоречием между его разумом и эмоциями. Влияние идей Ницше заставляет Раскольникова сомневаться в своем решении убить. Он понимает, что его желание превзойти среднестатистического человека и доказать свою величину требует совершения непростительного преступления, что противоречит его внутренним этическим установкам.

Итак, идеи Ницше играют важную роль в формировании мировоззрения Раскольникова. Влияние этих идей вызывает нравственное неприятие убийства внутри героя, углубляет его внутренний конфликт. Таким образом, философия Ницше является существенным фактором в анализе и понимании этого классического произведения русской литературы.

Превосходство истинного великого человека

Раскольников не стремится к обычной оценке успеха в жизни, основывающейся на материальных достижениях или социальном признании. Он считает, что истинная величие лежит в сфере нравственных и интеллектуальных ценностей. Раскольников считает, что превосходство проявляется в способности преодолеть обыденность и принять решения за пределами общепринятых моральных норм.

Он полагает, что истинно великий человек должен иметь право нарушать законы и нормы, если это служит более высоким целям. Раскольников верит, что такие действия могут быть оправданы, если они способствуют достижению прогресса и принесут пользу обществу в целом.

Идея истинного великого человека, которую Раскольников культивирует в своем внутреннем монологе, оказывает глубокое влияние на его мировоззрение. Она становится для него своего рода оправданием истории, которую он написал для себя — истории о героическом убийстве, совершенном им ради достижения более высоких идей.

Однако в душе Раскольникова возникает двухсторонний конфликт. Он осознает, что его поступок несовместим с общим моральным сознанием. Его сомнения возникают из-за сопоставления его героических целей с реальной жертвой, которую он пришел убивать.

Превосходство и нравственная правота, к которым Раскольников стремится, оказываются несовместимыми с его действиями. Идеалы, которые он пытается воплотить, оказываются противоречивыми и не доступны для осуществления в реальности. Таким образом, мир, признавающий любые формы насилия и убийства недопустимыми, осуждает убийство Раскольникова, лишает его осуществления его стремлений к величию и признает его действия неправедными.

Презрение к слабостям и жалости

Раскольников видит слабость и жалость как проявления низкой природы, которые мешают индивидуальному прогрессу и способствуют угнетению личности. Он считает, что человек должен быть способен преодолевать свои собственные слабости и не отступать перед трудностями, чтобы достичь своих целей. В его глазах, слабость и жалость — это проявление пассивности и беспомощности, которые не приводят ни к чему хорошему.

Презрение к слабостям и жалости является для Раскольникова одним из способов подтвердить свою силу и величие. Он уверен, что осуждение других людей и их слабостей помогает ему ощутить свою собственную силу и приняться за реализацию своих амбиций. Презрение к слабостям и жалости позволяет ему сохранять веру в свою героическую миссию и не сомневаться в ее правильности.

Видео:Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Почему Раскольников признался в убийстве?Скачать

Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Почему Раскольников признался в убийстве?

Внутренний конфликт Раскольникова

  • Нравственный раскол в душе главного героя
  • Сомнения и колебания в принятии решения
  • Страх и сомнения перед совершением преступления
  • Внутренняя борьба между желанием преступить границы закона и чувством вины
  • Раскольников пытается найти моральное обоснование для своего действия
  • Постепенное погружение главного героя в безумие и паранойю
  • Внутренний диалог с самим собой и попытка убедить себя в правильности своего решения
  • Превращение внутреннего конфликта в физическое и психическое истощение
  • Проявление последствий внутреннего конфликта во внешнем поведении Раскольникова
  • Кульминация конфликта в признании себя виновным и испытании совестью

Противоречие между разумом и эмоциями

Раскольников стремится найти логическое обоснование своему убийству в виде теории о «экстраординарных» людях, которые, как он считает, имеют право нарушать общественные моральные нормы. Эта теория является своеобразным лезвием между его разумом и эмоциями, подталкивающим его к трагической ошибке.

Несмотря на свое осознание неправильности убийства, Раскольников все же находится в постоянной борьбе с собой. Он страдает от множества эмоциональных переживаний, постоянно мучимый сомнениями в своих действиях. Он осознает, что он является моральным преступником и что его поступок имеет непоправимые последствия.

Разум и эмоции внутри Раскольникова постоянно воюют друг с другом, вызывая внутренний конфликт и душевные муки. Он старается убедить себя в правильности своего выбора, совершив убийство, однако, его сильные моральные убеждения и понимание непоправимости его поступка тревожат его сознание и не дарят покоя.

Противоречие между разумом и эмоциями Раскольникова находит выражение в его переживаниях, терзаниях совести, галлюцинациях, а также во внутренней борьбе, которую он постоянно ведет со своими мыслями и чувствами.

Столкновение между героическим предназначением и сомнениями

С самого начала романа Раскольников решает совершить преступление с целью проверки своей теории о высших и низших формах существования. Он верит, что истинно великие люди имеют право на преступления, осуществляемые во благо общества, и считает себя одним из таких людей. Его героическое предназначение заключается в убийстве лишь для достижения своей цели.

Однако, по мере развития сюжета, Раскольников начинает все больше сомневаться в правильности своих намерений. Он сталкивается с множеством эмоциональных и моральных противоречий, которые подрывают его уверенность и доводят до состояния внутреннего конфликта.

Сомнения Раскольникова возникают из-за его способности эмпатии и восприятия собственного действия как преступления. Он изображает себя в роли преступника, осознает меру своей собственной жестокости и смирения, а также переживает страх быть пойманным и осужденным обществом.

Другим фактором, вызывающим сомнения в герое, является его встреча с постепенно развивающейся любовью к Соне Мармеладовой. Он видит в ней доброту и желание помочь ему, несмотря на его преступление. Такие чувства делают его сомнение в своей идеологии еще сильнее.

Столкновение между героическим предназначением Раскольникова и его сомнениями находит свое выражение во многих сценах романа. Он все время колеблется между своими идеалами и глубоким моральным осуждением, которое преследует его, останавливая его от завершения его плана.

В итоге, внутренний конфликт между героическим предназначением Раскольникова и его сомнениями является одной из основных тем романа «Преступление и наказание». Этот конфликт важно анализировать, чтобы понять эволюцию героя и его психологическое развитие на протяжении всей истории.

Видео:«Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Видеоурок 29. Литература 10 классСкачать

«Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Видеоурок 29. Литература 10 класс

Моральное осуждение убийства обществом

Раскольников, осознавая неправомерность своего поступка, сам подвергает себя моральному осуждению. Он терзается чувством вины и сожалением за совершенный преступлении. Его внутренний конфликт только усугубляется, когда он осознает, что общество тоже считает его преступление непростительным.

Общественное осуждение убийства в романе выражается как прямо, через различные высказывания персонажей, так и косвенно, через отношение героев к Раскольникову после обнаружения его преступления. Преступник становится предметом осуждения, брезгливости и презрения окружающих. Нравственные устои общества не позволяют считать его поступок эксцентричным или оправданным.

Достоевский показывает своим романом, что общественное осуждение имеет значительное влияние на внутренний мир человека. Осуждение Раскольникова со стороны общества приводит его к осознанию своего проступка и желанию покаяться. Это подчеркивает важность моральных норм и ценностей, которые общество формирует и поддерживает.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» ярко и наглядно показывает моральное осуждение убийства обществом. Осуждение со стороны общества играет важную роль в формировании внутреннего мира человека, помогая ему осознать свои проступки и понять необходимость соблюдения моральных норм и ценностей.

🔥 Видео

В чем смысл «Преступления и наказания» Достоевского?Скачать

В чем смысл «Преступления и наказания» Достоевского?

Преступление и наказание | САМОЕ ДЕТАЛЬНОЕ краткое содержание ПО ЧАСТЯМ 🤫 АНИМАЦИЯСкачать

Преступление и наказание | САМОЕ ДЕТАЛЬНОЕ краткое содержание ПО ЧАСТЯМ 🤫 АНИМАЦИЯ

Преступление и наказание. Соня Мармеладова. Эпилог. Видеоурок 31. Литература 10 классСкачать

Преступление и наказание. Соня Мармеладова. Эпилог. Видеоурок 31. Литература 10 класс

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ - Экранизация / Все серииСкачать

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ -  Экранизация / Все серии

Преступление и наказание | Краткий пересказСкачать

Преступление и наказание | Краткий пересказ

Литература 10 класс (Урок№32 - Роман «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№32 - Роман «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова.)

ч.14 Пряжинский районный суд. Законности уже нет, осталось немножко веры. Спектакль продолжается...Скачать

ч.14 Пряжинский районный суд. Законности уже нет, осталось немножко веры. Спектакль продолжается...

Обезглавил девушку по вызову | Дело Алексея ВаракинаСкачать

Обезглавил девушку по вызову | Дело Алексея Варакина

10 класс. Литература. Сны Раскольникова (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание")Скачать

10 класс. Литература. Сны Раскольникова  (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание")

Причины теории РаскольниковаСкачать

Причины теории Раскольникова

Преступление и наказание 1 серия (1969) | ДрамаСкачать

Преступление и наказание 1 серия (1969) | Драма

«Преступление и наказание». Двойники и антиподы Раскольникова. Видеоурок 30. Литература 10 классСкачать

«Преступление и наказание». Двойники и антиподы Раскольникова. Видеоурок 30. Литература 10 класс

"Преступление и наказание" / Полное краткое содержаниеСкачать

"Преступление и наказание" / Полное краткое содержание

Преступление и Наказание глазами психиатра -чем страдал Раскольников, в чем суть романа ДостоевскогоСкачать

Преступление и Наказание глазами психиатра -чем страдал Раскольников, в чем суть романа Достоевского

Schizophrenia / Шизофрения / Острый бред Раскольникова / Правда о Преступлении и НаказанииСкачать

Schizophrenia / Шизофрения / Острый бред Раскольникова / Правда о Преступлении и Наказании
Поделиться или сохранить к себе:
Во саду ли в огороде